Боязнь потери капитала

Боязнь потери капитала

Published in Обзоры

Студенты MBA из HBS (Harvard Business School) каждый год получают, пожалуй, самый ценный урок в своей жизни. И преподает этот урок им профессор Макс Базерман. Ему удается продать купюру номиналом 20$ за гораздо большую сумму (максимально за 204$).

Постановка задачи довольно простая: 20$ достанется человеку, готовому отдать за нее наибольшую сумму. Но к ней предлагается одно условие: тот человек, который готов был заплатить сумму, предшествующую выигравшей торги, отдает ее профессору.

Приведем пояснение к условию задачи. Если торги завершились на сумме 18$, а предшествовавшая назначенная цена была 16$, то победитель отдает профессору 18$ и получает 20$, а другой игрок отдает профессору 16$ и не получает ничего. Таким образом, прибыль первого игрока составит +2$ (20$-18$), второго игрока -16$(убыток), профессора 14$ (18$+16$-20$).

Стартовая цена торгов 1$. После достижения ценой значения 12-16$ основная масса торгующихся отсеивается, и остаются два человека, непрерывно поднимающих ставки. При подходе торгов к цене 20$ игроки понимают, что получить прибыль уже невозможно. Но процесс торгов не останавливается, так как ни один игрок не желает проиграть, ведь проигравший ничего не получит, а выигравший получит компенсацию в 20$.

При превышении ценой значения в 21$, студенты начинают осознавать всю комичность ситуации. Они, обучающиеся в таком престижном заведении, готовы раскошелиться и заплатить за купюру цену, превышающую ее номинал. Но торги продолжаются и, минуя порог 50$, достигают вначале 100$, а затем и 200$, доходя в максимуме до 204$ (рекорд профессора Базермана за всю его преподавательскую карьеру).

Стоит отметить, что студенты MBA не единственные, кто попадался на уловку Базермана. В числе его жертв числится немало топ-менеджеров и СЕО крупных организаций. Всем им в результате пришлось выложить за «двадцатку» больше ее номинальной стоимости. Вырученные деньги профессор тратит на благотворительность.

Результатами своего эксперимента профессор Базерман пытается показать основную причину неудач и потерь в бизнесе. Название этой причины – боязнь потери (loss aversion). Поведение, демонстрируемое людьми во время торгов, подтверждает полученные ранее данные о нерациональности и неадекватности поведения человека в обстоятельствах, связанных с потерей капитала.

В начале торгов ни у кого не возникает сомнения, что возможно он станет выигравшим и получит прибыль. Ведь никто не собирается платить больше 20$ за купюру номиналом 20$. Но по достижении ценой значения 20$, и при количестве игроков равном 2, второй игрок, не желая проигрывать заявленную сумму, назначает цену в 21$. В данный момент среди игроков уже нет выигравших, оба они в убытках. Однако один из них потеряет на 20$ меньше другого. Для минимизации своих потерь каждый игрок стремится победить. Но при последовательном увеличении ставок их проигрыш пропорционально увеличивается. Процесс продолжается, пока не доходит до суммы, при которой компенсация в 20$ практически не ощутима.

Данная методика наглядно демонстрирует попытку отыграть определенную сумму, оборачивающуюся убытками в несколько раз ее превышающую. Похожие ситуации регулярно наблюдаются в реальности – в казино и на фондовых рынках. Если человек начинает терять деньги, он начинает отыгрываться и в результате его убыток увеличивается в разы.

Вывод, который можно сделать из урока профессора звучит так – боязнь потери приводит к большим потерям. И важнейшее правило, которое необходимо выучить человеку, занимающемуся финансовыми операциями: всегда фиксировать убытки, пока они минимальны.

Представиться сайту